Рынок сотовой связи Узбекистана по итогам 9 месяцев 2008 г.

        Как отмечается в обзоре «Рынок сотовой связи Узбекистана: итоги третьего квартала 2008 года» аналитического центра Avesta Research, число абонентов сотовой связи в Узбекистане на 1 октября 2008 года составило 10,88 млн. человек, что в 2,4 раз больше, чем год назад. За 9 месяцев текущего года число клиентов сотовых компаний выросло на 84,8%. С каждым месяцем привлекается все больше и больше новых абонентов. Так, в сентябре были привлечены рекордные 679,2 тыс. человек, а проникновение мобильной связи по стране по итогам 9 месяцев составило 39,9%.
        Наиболее активной компанией за последние 3 месяца стала UCell, которая смогла выйти на первое место по ежемесячному привлечению абонентов и привлечь около 720 тыс. новых абонентов в третьем квартале. Прежний лидер – МТС – привлекло около 691 тыс. человек, а Beeline, которую UCell потеснили со второго места ещё во втором квартале, привлекли 394 тыс. абонентов.
        Третий квартал стал самым удачным для операторов сотовой связи – они привлекли в сумме около 1,95 млн. новых клиентов, что составляет 39,1% от всего количества абонентов, подключившихся в 2008 году. Доля второго квартала составляет 32,8%, а первого около 28,1%.
        «МТС-Узбекистан» снижает свою долю на рынке уже шесть месяцев подряд, когда она снизилась с 49,4% до нынешних 46,5%, однако остается неоспоримым лидером рынка. Сравнивая с показателем на начало года падение доли не столь значительное и составляет всего 0,9 п.п. 
        «Beeline» снижает свою долю уже 9 месяцев подряд, что составляет уже 6,7 п.п. с начала года. На данный момент компания остается второй по занимаемой доле рынка и обслуживает 28,9% всех абонентов в стране.
         Причиной снижения доли лидеров является резкий рост абонентской базы UCell, которая стимулируется и активной маркетинговой стратегией компании, окончательно перешедшей на новый бренд и в Узбекистане. Доля UCell увеличилась с начала года на 6,8 п.п. до 19,5% рынка. Непрерывное увеличение доли компании продолжается последние 13 месяцев.  
        Что касается финансовых показателей участников рынка, то общая выручка за 2008 год может составит $800-850 млн. Только за первые три квартала два крупнейших оператора получили более $473 млн.  
         В отчете отмечается, что операционные показатели компаний показывают следующие тенденции: 
         — В первом полугодии 2008 г. ARPU МТС значительно сократился от показателя 2007 года и составил около $7,8, в то время как ARPU Beeline после падения в первом квартале увеличился во втором до $6,6 на абонента, что практически соответствует результатам конца 2007 года.;
         — После снижения MOU у МТС в первом квартале до 520 минут этот показатель вновь возрос до 574 минут по итогам второго квартала и вместе со снижением ARPU свидетельствует о росте доступности связи в стране. Такая же ситуация наблюдается с показателями Beeline – после снижения в первом квартале до 265 минут MOU возросло до 295 во втором.;
         — SAC увеличивается с усилением конкуренции между операторами. У компании МТС в 2007 году он составил в среднем $4,3 при $7 в первом квартале текущего года и $7,5 во втором.;
        — Отток абонентов по экспертным оценкам составляет около 15% абонентов. Стоит отметить, что МТС в 2008 году с ростом затрат на привлечение абонентов резко сократило их отток – 2,8% и 4% в первых двух кварталах против 13,5% на конец 2007 года.
          По прогнозам АЦ «Avesta Research», число абонентов по итогам 2008 года достигнет 12,8-13,3 млн. человек, а проникновение сотовой связи составит 46,6-48,5%. На более длительный период наши прогнозы корректировались с 25 млн. человек до 24,6 млн. абонентов к концу 2010 года и уровень проникновения связи 87,3% и около 35,5 млн. человек и 117% к 2015 году. Уровень в 100% будет преодолен в конце 2011 – начале 2012 года.

Источник: avestagroup.com

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быт в курсе о новинках на рынке мобильных телефонов Ташкента. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать на кнопку Join!