Переносимость мобильных номеров: как это работает?

Согласитесь, многие из тех, кто менял своего мобильного оператора, испытывали ощутимые неудобства при смене абонентского номера. Перебрасывание всей телефонной книги, оповещение всех знакомых, деловых партнёров, для контрактных абонентов ещё и утомительное оформление документации — всё это напрягает. Такая процедура, как переносимость номера, в последнее время очень часто выносится на повестку дня в законодательных органах многих стран мира.

Что же подразумевает под собой понятие переносимости номера? Если кто не задумывался о юридической стороне отношений между абонентом и мобильным оператором, то выстраиваются они по принципу «номер принадлежит компании мобильной связи». То есть при смене оператора, абонент лишается и многолетнего телефонного номера, к которому успел привыкнуть.

Несмотря на то, что, казалось бы, ведь в этом вопросе всё и так ясно, всё-таки есть несколько нюансов, о которых и хотелось бы поговорить.

В цивилизованном мире явление переносимости мобильного номера имеет своё официальное определение — Mobile Number Portability (MNP). Впервые MNP, переносимость мобильного номера, была запущена на телекоммуникационном рынке в Юго-Восточной Азии, а именно в Сингапуре в далёком 1997 г., затем его примеру последовали Голландия, Великобритания и другие страны, а с 2003 г. законодательство каждого государства, входящего в Евросоюз, обязано поддерживать MNP. В прошлом году данную услугу уже реализовали операторы Египта, Мексики и Пакистана. Украина же в этом плане пока находится на начальной стадии. Сколько времени займет ее окончательное внедрение, сказать сейчас сложно, слишком многое зависит как от законодательных и контролирующих органов, так и от договоренностей между провайдерами мобильной связи. Некоторые из аналитиков называют 2010 год, некоторые 2012, оптимисты утверждают, что это произойдёт уже в этом году.

Европейский опыть

Бытует мнение, что переносимость номеров выгодна в первую очередь провайдерам среднего уровня, поскольку лидеры рынка якобы уделяют меньше внимания сервису. Однако и здесь есть свои исключения. Обращаясь, например, к опыту Западной Европы, испанский филиал паневропейского Vodafone демонстрирует обратное. Данная компания, являясь одним из крупнейших мобильных операторов Испании с долей рынка более 30%, после введения MNP привлекла к себе дополнительно 750 тыс. клиентов. С точки зрения экспертов, главным образом благодаря сильному бренду.

В основном число мигрировавших абонентов находится на уровне 10 %. Однако бывают и исключения — в Финляндии этот показатель равен 55 %, а во Франции, Германии и Португалии он составляет менее 3 %. Столь большая разница объясняется временем, затрачиваемым на перенос номера: в первом случае процедура занимает несколько часов, во втором же — более трех недель. Так что предсказать вышеупомянутый показатель для нашей страны, да впрочем, как и судьбу всего проекта, будет весьма сложно. Например, в одной из самых стабильных экономик мира, японской, введение процедуры переносимости номеров спровоцировало настоящие ценовые войны.

Существует и ещё один тормозящий фактор внедрения MNP — значительные затраты (в Европе оно обходится в 5-35 $ в пересчете на абонента), и вложив в него средства, операторы скорее всего будут стараться с его помощью привлечь новых клиентов и тем самым вернуть инвестиции. Снова возникнут спорные вопросы, претензии со стороны абонентов. Еще не ясно, во сколько обойдется процесс внедрения сервиса трансферта операторам.

Перенос номера зачастую также не является бесплатным (в Европе средняя стоимость этой процедуры составляет 10-20 $), однако «принимающая сторона» нередко компенсирует эти издержки, подписав с новым клиентом дополнительное соглашение (к примеру, что он будет оставаться ее абонентам не менее года). 

И если уж исчезнет в нашем мобильном сообществе такое понятие, как клановость или принадлежность тому или иному лагерю мобильных пользователей, то разнообразие мобильных кодов просто исчезнет за ненадобностью, будут применяться иные методы. Какой из них будет использован у нас, пока неизвестно, каждый из них имеет как плюсы, так и минусы. Таблица способов с указанием преимуществ и недостатков указана внизу.

Понятно, что после введения MNP рынок сотовой связи и доли его игроков кардинально не изменятся. Рано или поздно, операторам придетсярешит с этим вопросом.

По материалам сайта mobile-arsenal.com.ua
03.02.2010 г.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быт в курсе о новинках на рынке мобильных телефонов Ташкента. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать на кнопку Join!