Карел Голуб, генеральный менеджер Nokia в странах Юга СНГ: «Продажи могут быть и выше…»

Источник: журнал «Экономическое обозрение«, №11, 2011 г.  


В регионе и Узбекистане активно набирает обороты рынок смартфонов. Основной угрозой его развития Карел Голуб, генеральный менеджер Nokia в странах Юга СНГ, считает проблему «серого» рынка. Контрабандный товар может сильно «подмочить» репутацию компаний-производителей.

alt

— Карел, какие тенденции можете отметить на рынке мобильных телефонов в Узбекистане?

— Рынок растет стабильно с расширением проникновения мобильной связи и увеличением количества абонентов. Наличие доступной 3G-связи подхлестнуло интерес к смартфонам. Их доля заметно увеличивается относительно сегмента доступных мобильных телефонов.

Также нельзя не отметить и рост рынка приложений для смартфонов. Это создает отличные перспективы для всех его участников. Могу привести такие цифры — в месяц в Узбекистане загружается более 500 тысяч приложений из магазина приложений Nokia.

В целом, Узбекистан занимает второе место, после Казахстана, по динамике роста количества загрузок в странах Центральной Азии и Кавказа.                                                                                                            

— Как Вы оцениваете рынок Центральной Азии и Кавказа? Чем отличаются рынки стран региона?

— Этот рынок самый динамично развивающийся и быстрорастущий на постсоветском пространстве. Здесь быстро развивается рынок смартфонов.

Отличия заключаются, прежде всего, в размерах рынков, которые мы измеряем такими параметрами, как численность населения, темпы роста абонентской базы, количество проданных устройств. По нашим оценкам, Узбекистан может стать одним из лидеров региона по объему продаваемых устройств. Безусловно, различия есть в регуляторной среде. Все страны стремятся обеспечить строгий контроль за поставками мобильных устройств, чтобы искоренить «серый» импорт. Поэтому доля официально импортированных «трубок» стремительно растет.

 

— Насколько остра сегодня проблема «серого» рынка?

— Эта проблема актуальна для всех участников индустрии. Продажи компаний могут быть и выше, но мешает фактор нелегального импорта.

Официально импортированный продукт всегда и везде стоит дороже, так как за него уплачены все налоги. «Серый» — контрабандный товар. Его цена не включает расходы на таможенную очистку, НДС, налог с прибыли и другие непрямые налоги. «Серый» продукт не адаптирован для конкретного рынка, нет инструкции на локальном языке, на него не распространяется гарантия. У оригинального продукта все это есть, и потребитель может быть уверен в том, что получит соответствующую поддержку.

В настоящее время в Узбекистане различные налоги и НДС на официально импортируемые устройства мобильной связи составляют до 57,2%. Это порождает высокий соблазн для нелегального импорта. Например, в одной из стран, где налоги и НДС в целом составляют 17%, рынок является практически полностью «белым».

Я полагаю, что уменьшение налогов на импорт мобильных устройств в Узбекистан окажет позитивный эффект на пополнение государственного бюджета и создание новых рабочих мест, к примеру, за счет расширения розничной сети.

 

— Можете ли Вы утверждать, что качество телефонов Nokia не зависит от страны-производителя?

— Стандарт качества всех заводов Nokia одинаков — и в Финляндии, и в Венгрии, и в Китае, и в Индии, равно как и на остальных заводах Nokia. Компания 100% гарантирует качество продукции, произведенной на любом ее заводе. Например, количество обращений клиентов по ремонту телефонов, произведенных в Китае или Индии, не превышает стандарт обращений, характерный для тех же моделей, произведенных в Европе. Разница лишь в том, для какой именно страны предназначается аппарат. В разных странах существуют различия внутри стандарта GSM, другие частотные и технические требования.

 

— Узбекские операторы мобильной связи уже предлагают на рынке субсидированные телефоны от ведущих мировых производителей. Когда мы увидим среди них Nokia?

— Это зависит не только от нас, но и от операторов. Они осведомлены о том, какие устройства доминируют на рынке и генерируют объемы трафика голосовых и интернет-данных в их сети. Мы стремимся к тому, чтобы предоставить операторам полный пакет предложений по продажам, поддержать в плане сервиса, маркетинга и тренингов для дистрибьюторской цепи. Мы внимательно следим за тем, как продаются субсидированные устройства, и отмечаем для себя моменты, которые сформируют такой пакет для Nokia. Так что, на мой взгляд, появление субсидированных устройств Nokia на рынке — это всего лишь вопрос времени.

 

— Как скоро в сервисе Nokia Maps появятся карты Узбекистана?

— Мы работаем над созданием карт Nokia для Узбекистана и планируем запустить их в ближайшее время. Карты Nokia включают в себя режим оффлайн, поиск точек интереса, автомобильную и пешеходную навигацию, а также возможность размещать информацию о своем местонахождении и фото в популярных социальных сетях. Например, таких как «В контакте», «Одноклассники», Facebook, Foursquare и другие.

 

— Какими приложениями представлен локальный контент в телефонах Nokia?

— Из контента, созданного в Узбекистане непосредственно локальными разработчиками, можно выделить следующие игры: Uzracer 3D, Astrojump и Toss Touch. Также есть темы отличного качества: Woodberry, Woodberry2, Oblique, Islamic Luxury, Marlon Grando. Среди приложений операторов сотовой связи: помощники абонента «ПА MTC Узбекистан» и «Beeline Uzbekistan ODP». Также есть план и по выпуску других приложений.

 

Джамолиддин Турдимов

 


 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быт в курсе о новинках на рынке мобильных телефонов Ташкента. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать на кнопку Join!