Сотовый оператор Beeline оштрафован за 26,9 млрд. сумов за нарушение норм радиосвязи

26 апреля 2018 года коллегия Экономического суда г. Ташкент под председательством Рашидова Равшана отклонила апелляционную жалобу ООО Unitel (Beeline в Узбекистане) на решение Ташкентского межрайонного экономического суда от 9 февраля. Таким образом, было оставлено в силе решение суда первой инстанции о взыскании с ООО Unitel штрафа в размере 26 939 774 632 сум по иску Государственной инспекции по надзору в сфере связи, информационных технологий и телекоммуникаций.

Это второй в истории Узбекистана пример применения многомиллиардных экономических санкций на основании Постановления КМ РУз №318, принятого 14.08.2000 г. и теряющего силу уже с 01.06.2018 г. Первый случай имел место в конце 2017 г., когда штрафу в размере около 17 миллиардов сум подверглось ИП Coscom (ТМ Ucell в Узбекистане). Примечательно то, что к обоим иностранным инвесторам были применены штрафы за несоблюдение нормативов радиосвязи, услуги которой ни Beeline, ни Ucell просто не оказывают, являясь операторами сотовой связи. Тем не менее, ГИНССИТТ сочла возможным наказать операторов за простои радиопередатчиков – норматив, всегда применявшийся к провайдерам принципиально иного вида связи.

Сразу после оглашения решения суда представитель ООО Unitel заявил: «В 2016 году наша компания продлила до 2031 года лицензию на оказание услуг подвижной сотовой связи. Но сейчас нас принуждают отвечать по критериям радиосвязи, услуги которой мы не оказываем. Более того: приказ регулятора, которым введена данная форма отчетности, даже не был зарегистрирован Министерством юстиции, что само по себе не допускает применения на основании данного документа финансовых санкций. Мы считаем это беспрецедентным актом вольного трактования законодательства и грубого нарушения собственных регламентов со стороны инспекции».        

В поддержку позиции ООО Unitel выступил и Международный Союз Электросвязи при ООН, направивший Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций официальное письмо со следующим разъяснением: «Что касается вопроса о применимости простоя базовой станции для определения качества оказания услуг, я хотел бы сообщить, что этот критерий не содержится в основных Рекомендациях МСЭ по качеству оказания услуг подвижной сотовой связи. Вместо этого критерия для определения качества оказания услуг подвижной связи используются такие показатели, как покрытие и доступность сотовой сети, качество голосовой связи, потеря интерактивности и т.д.».

К сожалению, экспертное мнение директора Бюро радиокоммуникаций МСЭ Франсуа Ранси было проигнорировано как истцом, так и судом, постановившим признать вину ООО Unitel в простое радиопередатчиков общей продолжительностью 455 867 минут за I квартал 2017 г. (из общей продолжительности работы передатчиков около 8 000 000 000 минут за тот же период).

Компания не исключает для себя как обжалование данного решения в Верховном суде, так и обращение в международные инстанции. В пресс-службе Beeline был получен следующий официальный комментарий:

«Beeline, будучи крупнейшим инвестором и налогоплательщиком телеком-сектора, разочарован тем, что мнение независимых экспертов и позиция Международного Союза Электросвязи не были приняты во внимание инспекцией. Являясь ответственным участником рынка ИКТ, наша компания заинтересована в совершенствовании нормативно-правовой базы, приведении действующих отраслевых регламентов к лучшим мировым практикам, а также в объективной оценке своей деятельности. В конце концов, ГИНССИТТ ни разу не предъявляла судебных претензий к ООО Unitel по критериям качества связи, и в ходе слушаний 26 апреля еще раз подтвердила отсутствие замечаний по доступности сервиса. Это объясняется в первую очередь масштабными инвестициями в расширение и модернизацию сети. С момента объявления 2018 г. Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий внешний интернет-канал Beeline был расширен с 10 до 25 Гбит/с, что по нашим данным превышает совокупную емкость всех остальных мобильных операторов республики. Более 1200 новых базовых станций запущено за последний год, что также является беспрецедентным результатом для Узбекистана. Вызывает сожаление тот факт, что при рекордных темпах развития Beeline вместо поддержки получает от регулятора судебные иски. Безусловно, изъятие из бюджета столь крупных сумм по столь спорным обвинениям как минимум не способствует росту капитальных вложений со стороны инвесторов. Компания намерена и дальше настаивать на неприменимости нормативов простоя радиопередатчиков к операторам сотовой связи, которая фактически признавалась инспекцией на протяжении 17 лет».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быт в курсе о новинках на рынке мобильных телефонов Ташкента. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать на кнопку Join!